Общероссийский Конгресс муниципальных образований продолжает серию интервью, посвященных 15-летию принятия Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Своим мнением о развитии местного самоуправления в России поделился глава Рубцовского района Алтайского края, заместитель председателя Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края, заслуженный работник органов государственного и муниципального управления Алтайского края Пётр Иванович Афанасьев.
Чем вы руководствовались, когда решили пойти в муниципальную политику? Из каких принципов, целей, внутренних установок вы исходили?
На муниципальную службу пришел в 1991 году, когда она только создавалась, как таковая. Каких-то особых внутренних установок, высоких целей не было. Хотя был уже опыт работы в органах исполнительной власти района.
В советское время, я считаю, была нормальная, внятная школа подготовки кадров, формировался резерв кадров, и я был включен в этот резерв. И когда поступило предложение, особого удивления и сомнения в том, что смогу, не было. Импонировало то, что в то время к исполнительной власти было больше уважения у населения и возможности реально влиять на конкретные проблемные ситуации.
Есть такое мнение, что можно научиться быть руководителем. Отучился в университете, прошел переподготовку, спецкурсы – и ты уже готов возглавить муниципалитет. Как вы считаете это заблуждение? Почему?
Да, при таких условиях муниципалитет возглавить можно. Только надолго ли? А если надолго, то необходимо помимо диплома наличие еще и чисто человеческих качеств: ответственность за данное слово, умение организовать процесс, отвечать лично за неудачи коллектива и просто быть человеком на работе и дома.
Можете ли Вы назвать несколько ваших принципов работы с жителями района?
Принципы, я считаю, довольно просты: быть доступным для людей; главное качество для авторитета главы района – неразрывность слова и дела; уважение к людям; относись к человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе; больше говорить о том, что ты не сделал. То, что сделал, люди видят сами; делай только то, что ты можешь делать и не делай того, чего делать не можешь и главное: отличай первое от второго; из всех проблем выбрать главную для первоочередного решения.
Философский вопрос. Есть ли особый образ жизни муниципального руководителя? Например, проходя по улицам города – оцениваешь качество уборки территории, делаешь внутренние выводы?
Ничего особого в образе жизни муниципального руководителя нет. Есть определенные рамки, ограничения, которые руководитель муниципального образования обязан соблюдать. Зачастую он живет в небольшом городе или райцентре, в большинстве случаев люди знают его в лицо, и очень важно в каком состоянии он содержит дом, приусадебный участок, как общается с соседями, как воспитывает детей, что покупает в магазине, на каком автомобиле ездит, как бы мы не хотели - он на виду. И все это обсуждается людьми и влияет на формирование авторитета и уважения к руководителю.
Конечно же, бывая в других муниципалитетах, невольно сравниваешь состояние дорог, уровень благоустройства, состояние объектов социальной сферы и автоматически отмечаешь, вот здесь у меня лучше, а вот здесь мне нужно подтянуть. И это нормально!
Многие руководители указывают на проблему текучести кадров на муниципальной службе, особенно по отношению к молодым специалистам. Можете ли Вы предложить некоторые направления борьбы с текучестью кадров? Как можно удержать и поддержать на службе молодых людей?
Я бы сказал, что вопрос скорее не текучести, а просто в дефиците кадров и он актуален в целом по стране. Еще более остро этот вопрос стоит в образовании, здравоохранении, в отраслях экономики, в области управления. В последнее время уменьшается население большинства регионов, особенно в сельских районах. А сеть бюджетных организаций остается прежней и вопрос дефицита кадров, прежде всего, объективен. И я бы не стал акцентировать проблематику работы в муниципалитетах именно молодых людей.
То, что касается сферы управления: прежде всего, необходимо наличие опыта общения, жизненного опыта. И, конечно, оплата труда в муниципалитете и уровень ответственности главы, несоизмерим: упало на человека дерево – в тюрьму, собака укусила – в тюрьму, авария на ТЭЦ – уголовное дело, т.е. вещи, на которые глава не влияет напрямую, а ответственность несет вплоть до лишения свободы. И это несоответствие, конечно же, не делает привлекательной работу главы района и в целом муниципальную службу. И, как следствие, в 2022 году в Алтайском крае конкурсы на должности глав многих муниципальных образований прошли без альтернативы.
Исторический вопрос. Вы долгое время занимаете руководящие должности в муниципалитете. Скажите, как за последние 10-15 лет изменилось само местное самоуправление и его взаимодействие с гражданами и краевой властью?
Конечно же, изменения есть. В-первую очередь идет существенное уменьшение количества полномочий на муниципальном уровне. С одной стороны целесообразность этих мероприятий понятна, с другой стороны жителям стало намного сложнее получить услугу по регистрации по месту жительства, нотариальным действиям, ЗАГСу, социальной защите. Да и проблем в здравоохранении увеличилось, даже по сравнению с образованием, полномочия по которому остаются у муниципального района. Когда у поселений не остается ни полномочий, ни собственных доходов переход самоуправления на один уровень, конечно же, является целесообразным.
Формат взаимодействия муниципалитетов с краевой властью и насколько это взаимодействие должно быть системным в первую очередь определяет губернатор.
Для меня в первую очередь важно, чтобы губернатор был доступен, а действия краевой власти понятны, какими бы популярными или непопулярными они не были.
Что вы можете пожелать и посоветовать муниципальным руководителям, впервые занявшим должности?
Советую, чтобы быстро не пришло разочарование, не ждать благодарности ни от граждан, ни от правительства региона. Отсутствие негатива, критики со стороны граждан – это есть, по большому счету, проявление того, что вы справляетесь со своими обязанностями. И важно найти для себя моменты удовлетворения, какой - то радости от своей работы: будь то построенный объект, решение социальной проблемы, а то и просто - помощь простому жителю района.
Есть ли какие-то моменты, события, действия, решения и т.д., вызвавшие у Вас лично наибольшее удовлетворение этой работой?
Вспоминается один случай. Примерно четверть века назад в районе было объявлено ЧС в связи с продолжительными сильными метелями. Поступил сигнал, что в одном селе у жительницы на 9-ом месяце беременности начались роды. Видимость нулевая. Администрацией была проведена операция по доставке женщины в больницу с привлечением техники минобороны, МВД, волонтеров. Родился мальчик.
Через 25 лет он пришел в администрацию, представился, показал диплом, направление и сказал, что будет работать врачом в нашей районной больнице. Ради этого стоит жить и работать!